Статья 1

      В настоящее время наблюдается печальная тенденция потери страстного желания к чтению у современных христиан. Большинство христиан, являющихся членами церкви, не читали произведений об истории христианства, книг, посвященных толкованию Священного Писания, или догматических произведений богословов прошлых столетий. 

Вряд ли у кого возникнут возражения тому, что интеллектуальная бедность христианства будет иметь огромные последствия в деле созидания церкви и передачи веры следующему поколению. Джим Рон как-то сказал:

«Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось».

          Именно в этом «преступлении» и виновны многие христиане ХХI века. Отсутствие любви к чтению выглядит, еще более странным, если учесть, что защитники и провозвестники христианской веры предыдущих поколений были людьми, влюблёнными в книги. Именно в книги! Чтение книг было их повседневной практикой. Еще апостол Павел наряду со Священным Писанием, постоянно читал книги. Он был знаком с трудами писателей и мыслителей, не принадлежащих к христианской вере. Биограф Павла Ф. Фаррар говорит об интеллектуальной способности апостола так:

«Правда, в своих воззрениях он был не менее свободен и универсален, чем самые прогрессивные эллинисты, самые образованные раввины его времени»[1]

Например, он настолько хорошо был знаком с произведениями древнегреческих поэтов и философов (Титу 1:12), чт о мог на равных дискутировать с философами Афинского Ареопага (Деян. 17:16). Наблюдая сегодня за угасанием любви к чтению, надо молиться о том, чтобы христиане покупали и читали книги. Как хотелось бы увидеть молодого человека, ходящего пешком, экономящего на обеде и развлечениях, для того, чтобы собрать деньги и купить КНИГИ! Конечно, включить в постоянный распорядок дня чтение книг это не просто. Но как только человек увидит важность чтения книг, он вполне может принять такое решение. Влиятельное служение – совершается поместной церковью, которая знает, как актуализировать неизменное и истинное Евангелие в современном обществе. Об посвящении провозглашению Евангелия, через различные способы коммуникации с людьми разных социальных уровней, говорит вся книга Деяния Апостолов. В этой боговдохновенной истории церкви самым впечатляющим фактом есть сверхъестественное участие Бога в деле распространения Его Слова.

Изучая жизнь церкви времен апостолов, можно прийти к выводу, что проповедь общины первого века была подтверждена Богом по четырем причинам, именно о них и пойдет речь в этой статье. Исследуя не только опыт апостолов, но и опыт подражания им в последующие века нам станет ясна необходимость чтения литературы разных жанров и стилей для влиятельного служения, по примеру церкви первых времен.

Чтение для понимания мировоззрения общества

Христианам необходимо читать книги, чтобы понимать культуру, в которой они живут. Апостол Павел отчетливо понимал, что мирская философия обольщает людей, уводя их мысли от Евангелия. Но для него было важно осознавать, как именно обольстил и удерживает в обольщении мир его слушателей. Получив эти знания, он мог осмысливать с помощью Святого Духа ответ на вопрос: «Как возвратить их к Богопознанию?» Найдя ответ на этот вопрос, он проповедовал, писал послания и радовался действию слова евангелия среди своих современников. Данная практика апостола очень ясно видна в книге Деяния Апостолов, в семнадцатой главе Лука описывает как Павел, придя в философский центр тогдашнего мира, город Афины, дает отчет об учении, которое он преподаёт эпикурейским и стоическим философам (Деян. 17:18).

Эпикур «искал метафизику, которая доказывала бы, что боги не вмешиваются в людские дела и что душа погибает вместе с телом»[2] Осознавая мировоззрение оппонентов Павел говорит об истинном учении, выявляя неправоту последователей Эпикура, путем открытия истинного предназначения человека. Начиная свою речь с озвучивания главного тезиса: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, (Деян.17:26)». Павел сразу же опровергает неверие эпикурейцев в Божье провидение, но на этом Павел не заканчивает и продолжает разбивать идею о отрешённости Бога от повседневной жизни людей. «Дабы они искали Бога, не ощутят и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ибо мы им живем, движемся и существуем…» Деян. 17:27. Приведя несколько аргументов из известных на то время авторов, Павел делает попытку опровергнуть последний постулат эпикурейцев в отношении христианской веры, неверие в загробную жизнь. «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:31).

Естественно, пробуждения в городе Афины, так как оно наблюдалось в Иерусалиме в день Пятидесятницы, не произошло. Причин этому немало, но одна из них – огромная дистанция между мировоззрением афинских философов и Евангелием Иисуса Христа. Но ростки истинного учения начали произрастать в нескольких людях. «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян.17:34).

Теперь давайте посмотрим на историю распространения христианства в Афинах. Один из историков христианства Фредерик Фаррар говорит:

«Он не основал церкви в Афинах, но там, быть может, при содействии новообращенного Ареопагита, со временем все таки возникла церковь. В следующем столетии она дала общему делу христианства своих мучеников епископов и красноречивых пологетов (Публия, Квадрата, Аристида и Афинагора). В третьем столетии она процветала в мире и благоденствии. В четвертом она имела своих представителей на Никейском соборе, и благородное красноречие двух великих христианских друзей,святого Василия Великого и Григория Назианзина, было взращено в христианских школах этого города. Прошло еще немного веков, и тысячи богов Афин сгинули во мраке забвения, а сама деваа богиня, покровительница города, несмотря на свои молниеносные глаза, увековеченные Гомером, и на могучее копье, сделанное из трофеев Марафона, уступила свой храм смиреной Деве из Галилеи – Матери распятого Христа»[3].

Таков плод духовно и интеллектуально развитого человека Божьего и вполне возможно, что без чтения книг эпикурейских философов и произведений стоиков, а также критического осмысления этих произведений с точки зрения Евангелия, у Павла не получилось бы достичь такого успеха. Наблюдая за жизнью столь великого защитника и проповедника христианской веры Павла из Тарса, стоит прислушаться как Он учит подходу к людям разного социального положения.

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше прибрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, —чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».

Итак, подражая апостолу Павлу нам, нужно знать ответ на вопрос «как мыслят люди, окружающие нас и почему они так мыслят?» Не проводя многих часов в поисках ответа этот вопрос, наблюдая за обществом и читая Писание и книги, которые помогут найти ответ на эти вопросы, служитель Слова не сможет говорить о Евангелии с современным поколением. Чтобы проповедовать Евангелие в православном окружении, нужно понимать: в чем суть православной веры, как она влияет на людей далее ких от нее, но при этом, считающих себя близкими к ней. Еще трудней проповедовать в псевдо православном, атеистическом обществе с плюралистическими мышлением, и пропитанной философией потребления. Для того чтобы понимать эту культуру, не обходимо прочитать не один десяток книг. Не желание прикладывать интеллектуальные усилия для понимания пути отступления современного поколения от христианства и есть причина неэффективности поместной церкви. И наоборот плод интеллектуального осмысления сути заблуждения есть причина эффективности церкви в провозглашении Благой Вести. Это похоже на процесс лечения человека, перед тем как начать лечить, нужно установить диагноз. Служителю Слова для установления такого диагноза обществу, необходимо научиться критическому мышлению. Для этого ему нужно читать книги, посвященные этому предмету.

Вот иллюстрация – как этот процесс должен происходить на практике. Как определить мировоззрение людей, окружающих вас: «какие цели преследуют они? Какие желание двигают этими людьми? Почему ими двигают именно эти цели и желания? Кто помог им приобрести эти цели и желания?» Это правда, образ мышления наших современников формируется философами и другими учеными, потом их идеи получают продолжение в деятельности режиссёров фильмов, продюсеров, звезд различного масштаба, которые в более популярной форме преподносят их людям через СМИ. К примеру, Французский актёр Жан Рено говорит: «всегда говори то, что думаешь и делай то, что тебе кажется правильным – это твоя жизнь никто лучше тебя её не проживет.» Где он научился так смотреть на свою жизнь? Ответ прост, эти идеи наиболее ярко, нашли свое отражение в трудах философов XX–XXI. К примеру, те же мысли можно увидеть в произведении Фридриха Ницше:

«Не для того пришел Заратустра, чтобы сказать всем этим лжецам и глупцам: «Что знаете вы о добродетели! Что могли бы вы знать о добродетели!» — Но, чтобы устали вы, друзья мои, от старых слов, которым научились от глупцов и лжецов: чтобы устали от слов «награда», «возмездие», «наказание», «справедливая месть» — чтобы устали говорить: «Такой то поступок хорош, ибо он бескорыстен». Ах,  друзья мои! Пусть ваша Самость будет в поступке, как мать в ребенке, — таково должно быть ваше слово о добродетели!»[4]

В этих словах Фридрих утверждает, что не существует абсолютного стандарта добра и зла, человек сам определяет для себя, что есть добро, а что есть зло. Эту же идею повторил актер Жан Ренно. Таким образом мы определили, один из главных пороков нашего общества, это мнимая самодостаточность в определении что есть добро, а что есть зло. Конечно, этот порок поразил человечество, не только в XX – XXI веке. Но предпосылки, такой самодостаточности не скажу, что родились в XX веке, но приобрели небывалое до того распространения. Продолжая, нужно понять на чем строиться данное мировоззрение. Позвольте привести несколько цитат из первых глав произведения Ф. Ницше «Так говорил Заратруста».

«Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще ничего не слыхал о том, что бог умер!»[5]

Так начинается это произведение, с утверждения о смерти Бога. Следуя мысли философа, мы приходим к его утверждению об отсутствии ответственности перед Богом после смерти.

«Клянусь честью, друг, — отвечал Заратустра, — не существует всего того, о чем ты говоришь: нет ни дьявола, ни преисподней. Твоя душа умрет еще скорее, чем твое тело; не бойся же теперь ничего!»[6]

Если нет Бога и ответственности перед Ним, то нужно жить так как считаешь нужным лично для себя. А древние религии ограничивают и порабощают нас, поэтому ценности проповедуемые, например, христианством нужно разрушить во имя свободы. Это и есть служение современной философии. Данное рассуждение помогает яснее видеть корни мировоззрения современного общества. С ужасом можно сказать, что Адольф Гитлер умер, но идеи его учителя Фридриха Ницше остались жить. Но не просто следует изучить проблемы нехристианского мировоззрения, а сформировать ясный ответ, проистекающий не из нравоучений, а из противоположной атеизму христианской системы мышления. Следующим шагом будет библейское осмысление мировоззрения людей и определение библейских истин, выступающих в роли контраргумента. Задача христианского служителя XXI века, показать человеку, что Бог не умер. Чтобы это сделать, недостаточно посмотреть фильм с одноименным названием. Следует открыть книгу Иеремии 5 главу. В этой главе Господь уподобляет людей, отвергнувшим наставление Божьего Закона, необузданным жеребцам, поломавшим свое ярмо (Иер. 5:119). Отвержение Божьего Слова никак не пугало их, они утверждали: «они солгали на Господа и сказали: «нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода. (Иер. 5:12)». Есть определённое сходство времени Иеремии и нашего времени. Люди не обращают внимание на Божье Слово, по двум причинам.

Во-первых, они не верят в реальность Божьего возмездия, во-вторых, они не понимают спасительной мощи Слова Бога. В Библии образ ярма, часто имеет значения границ, гарантирующих человеку безопасность и благополучие (Пс. 31:889). Продолжая осмысливать современное мировоззрение в библейском контексте, нужно привести современные доказательства созидающей силы Божьего Закона. Для этого нужно будет прочитать исследования авторитетности и уникальности Священного Писания. Можно обратиться к популярному изданию книги Джоша Макдауэла «Новые неоспоримые свидетельства», или к книге Рене Паша Богодухновеность и авторитет Библии. В конце этой аргументации можно привести сравнение доказательства влияния Библии на общество и влияния идей Ницше на примере Третьего рейха. Одна из лучших книг, посвященных истории влияния Библии на общество, это книга Джеймса Кеннеди «Что было бы, если Библия не была написана?». Если кому-то сложно сделать это самостоятельно, можно понаблюдать как это делают другие служители Евангелия в своих книгах. Например, процесс восстановления авторитета Священного Писания в жизни общества прослеживается в трудах Кевина Ванхузера. Этот профессор учит, как доказать человеку не только то, что библейский текст имеет смысл и его можно понять, а и то, что понимание, в свою очередь, порождает ответственность перед текстом. Его книга «Искусство понимания текста» – очень подробная и аргументированная апология современной философии. Но следует учитывать, что сейчас проповедовать надо в обществе научного и технического прогресса. Вопрос влияния современных технологий на восприятие Благой Вести также очень сложно поддается осмыслению без книги Джорджа Пэттисона «Размышление о Боге в век технологий». (Книги, о которых идет речь, можно найти на сайте: http://www.theologicallibrary.org и в других источниках). В этих книгах авторы показывают, как современному пастору проповедовать Евангелия человеку, ум которого загрязнен философскими идеями XXI столетия. Книги, которые приведены в качестве примера, не просты по содержанию, они не похожи на популярную литературу. Они требуют немалых интеллектуальных усилия чтобы понять их содержание. Именно такой подход к служению будет менять мировоззрение современного человека. Такой проповедник будет бороться не с плодами, а с корнем, из которого произрастают плоды. Бог поставил пророка: «Ныне Я ставлю тебя над народами и царствами: ты будешь искоренять и ниспровергать, разорять и сокрушать, строить и насаждать» (Иер. 1:10).

Позвольте объяснить почему? Тим Келлер проповедник, борющийся с корнями греховного мировоззрения, говорит:

«Прогрессивные силы во всеуслышание объявляют…, что культуру контролируют крупные университеты, медиа компании и элитные учреждения, которым присущ сугубо светский характер»[7].

Наше общество очень развито, как интеллектуально, так и научно. Философские концепции, которые вы встретите в этих книгах, студенты постоянно слушают на лекциях, преломление этих идей в мире кинематографа они наблюдают каждый день, просматривая фильмы и популярные ток-шоу. Поэтому служители церкви XXI века должны взять на себя этот интеллектуальный труд. Но иногда складывается впечатление, что современные проповедники больше срывают плоды и занимаются этим посезонно, вместо того чтобы вырывать деревья с худыми плодами и насаждать деревья, приносящие добрые плоды. Другими словами, они пытаются изменить способ жизни, исходящий из мировоззрения, но не само мировоззрение. Можно услышать возражения этих проповедников, которые выдают своё нежелание развиваться за духовность: «апостол Петр был человеком не книжным…». Отчасти это правда, но не следует забывать, что хоть он и был исполнен божественной мудрости, но не развернул такой большой миссионерской кампании в языческом мире как апостол Павел. К тому же аудитория апостола Петра позволяла ему не иметь такого образования как Павел. Но языческая аудитория, пленённая философией и распутством, не восприняла бы проповедь Павла без глубокого понимания этой культуры.

Чтение для влиятельной коммуникации с обществом

На понимании сути заблуждения мирского мировоззрения и открытого обличения миссия христианина не заканчивается, это только половина успеха в деле благовестия. Вторая половина успеха – это умение на языке слушателей объяснить, как им следовать Божьим путем и что поменяется в их жизни, когда они начнут идти этим путем. Поэтому вторая причина влияния первоапостольской церкви, это умение объяснять истины Евангелия на понятном для человека языке. Нужно отчетливо понимать, как рассказать о «древнем Пути» так, чтобы люди сами захотели избрать этот путь. Сегодня церковь и мир говорят на разных языках. Неверующие люди не понимают христианской терминологии, они далеки от проповедей на языке «Синодального перевода». Поэтому вопрос налаживания коммуникации между церковным и светским обществом должен быть в числе первых приоритетов. Ведь язык, на котором был написан Новый Завет, не религиозен, а обыкновенный для эллинистического общества первого века после Р. Х. Обучаясь библейскому общению, очень важно понять, каким должно быть содержание такого разговора. Стоит обратить внимание, что в разговоре должен быть смысл. Слова о том, что Бог любит человека и ему нужно покаяться, возможно, имеют смысл для вас. Но они точно не имеют никакого смысла для слушателя незнакомого с христианством. Поэтому в наших общинах, так редко можно встретить человека в прошлом абсолютно далекого от христианства и так часто встречаются люди из христианских семей.

Несомненно, содержание христианского разговора должно исходит из Писания. Но нужно признаться, что читая Писание, люди толкуют Его, поэтому нужно убедиться, что это толкование Писания соответствует авторскому замыслу. Надо «услышать», что говорит библейский автор сегодня, а не заставлять его сказать то что читателям хочется, чтобы Он сказал. Почему поднятие этого вопроса так важно именно, в статье посвященной чтению христианских книг? Стоит обратить внимание на процесс формирования славянского протестантизма после падения «железного занавеса». Этот процесс довольно разнообразный и пестрый. В Украину, Россию, Белоруссию и другие страны приезжали множество проповедников з разных стран и конфессий. Если вести подробный учет различных школ, конференций, семинаров, то можно удивляться бесконечно, их доктринальному разнообразию. Эту информацию продолжают слушать христиане наших стран. Нередко встречая христианина и разговаривая с ним о Писании, понимаешь, что этот христианин без цельного мировоззрения с конфессиональным «винегретом» в голове. Сложно представить смысл, что говорят эти люди о Боге другим. Они говорят не то, что исследовали сами, а то, что слышали у других проповедников и учителей. Поэтому в христианстве и появляются харизматические личности, которых приглашают, для того чтобы они повлияли на окружение поместной церкви. Часто бывает, что в город приезжает тот или иной проповедник и надо пригласить как можно больше людей, чтобы его услышали. Такие тенденции говорят только о слабости влияния христиан, наполняющие поместные церкви, а их лидеры не видят другого пути возвратить это влияние, как только приездом влиятельного проповедника. Но есть другой путь. Каждому христианину нужно взять на себя ответственность осмысливать суть и содержание христианского общения, но сначала нужно понять, как происходит процесс правильного толкования текста Писания? Не бездумное принятие идей любимых вами проповедников, а вдумчивый и самостоятельный процесс постижения смысла текста Священного Писания. Для этого христианину обязательно нужно прочитать несколько книг об объективном способе понимания текста Писания. Если читатель только начинает изучение Священного Писания, ему можно посоветовать почитать книги Ховарда Хенриксена и Уолтера Хенриксена и конечно надо в полноте понять путь к экзегетическому богословию предложенном, например, Уолтером Кайзером. По причине пренебрежения изучением гуманитарных наук (логика, риторика, поэтика) и не разумным использованием кинематографа и интернета люди потеряли ряд важных умений для правильного понимания Писания. Во-первых, умение видеть один текст как часть целого произведения. Во-вторых, умение проследить за логикой мысли автора. Также не маловажно умение наблюдать за текстом и проводить историко-литературное исследование. Чтобы приобрести эти навыки, нужно не просто прочитать книги по толкованию Писания и практиковать эти навыки. Полезно будет также ознакомиться с произведениями по логике, например, книгами профессора А. В. Веденского. Для тех, кто сомневается в важности изучения этих наук можно привести в пример становления как толкователя и проповедника Писания Иоанна Златоуста.

«С 367 по 372 год Иоанн учился у Диодора, ставшего впоследствии епископом города Тарса. Диодор вел аскетерий. Этим ловом обозначался не монастырь и вообще не место жительства, а своего рода учебная программа для узко ограниченной группы молодых антиохийцев, стремившихся к аскетическому образу жизни. Диодор был увлекательным и разносторонним учителем, которого занимали, между прочим, и естественнонаучные вопросы: известно его исследование о том, насколько горячим может быть солнце. Однако его истинным призванием было истолкование Библии, экзегеза. Диодор — первый представитель так называемой антиохийской экзегетической школы, о жизни и трудах которого мы имеем достаточно ясное представление»[8].

Около пяти лет Иоанн обучался толкованию Писания. Историк антиохийской школы богословия говорит о ней так:

«Из этих монастырей уже в IV в. По Р.Х. выходили великие христианские ученые: точные экзегеты, победоносные апологеты, много сведущие борцы против иудейства и язычества, блестящие церковные ораторы, строгие подвижники и суровые аскеты. Существенной чертой образования, которое давала пустыня, было то, что в нем нравственное становление личности не отделялось от книжного учения»[9].

Это единственное объяснение успеха его служения, глубокое и содержательное обучение.

Итак, наша цель представить перед людьми реальность сотворения мира не просто «Высшим Разумом», но Богом, так как он представлен в Священные Писания. Но как это сделать в мире где господствующие позиции заняло эволюционное мировоззрение. Можно обращаться к книгам, например, к книге Кена Хэма «Почему они не слушают?» Потом нужно шаг за шагом объяснять главные истины, проходящие красной нитью через все Писание. Многие пасторы и учители до нас уже проделали этот труд. Можно учиться объяснять Евангелие у тех, кто в этом преуспел. Например, стоит поучиться искусству приобретение душ для Христа и созидание их во Христе, читая книги Чарльза Сперджена, «Как приводить души ко Христу», «Лекции моим студентам» и другие.

Обычно объяснять Писание другим людям совсем не просто, поэтому можно учиться этому искусству у Иоанна Златоуста, Аврелия Августина, Жана Кальвина, Джона Оуена, Метью Генри и других. Наставниками могут стать и современные толкованиями серии «Библия говорит Сегодня» или «Ветхий Завет на страницах Нового». От них можно научиться, читая их книги, наблюдая за их оригинальным способом изложения мысли. Также, очень важно читать книги, чтобы опытные авторы смогли помочь ответить на сложные вопросы. Например, Тим Келлер:

«Меня донимало множество каверзных вопросов о христианстве: «А как же быть с другими религиями? Как быть со злом и страданиями? Как может любящий Бог судить и карать? Зачем вообще во что либо верить?» Я начал читать книги, обращаться к доводам обеих сторон по этим вопросам, и медленно, но неуклонно христианство стало обретать смысл»[10].

Не так просто дать ответы на эти вопросы самостоятельно. Многим наверно задавали эти вопросы? Над этими вопросами думали великие умы. К ним относятся как наши современники, Норман Гайсслер, Линн Гарднер, так и умы прошлых столетий. Например, люди могут задать вопрос: почему в мире есть войны? На этот вопрос невозможно ответить, изучая например, библейских пророков, но произведение Августина «о Граде Божьем» вполне достойно внимания.

Идя путем личного духовного и интеллектуального развития каждого христианина каждой поместной церкви, через изучение Священного Писания и чтения книг, мы придём к влиянию не личностей, а истины взятой из Евангелия. Пример для подражания подает молодою богослов исповеднической церкви Германии, первой половины ХХ века. Его биограф Эрик Метаксас говорит о том, как Дитрих Бонхеффер

«не желал привлекать к себе внимание, не пытался ни на кого оказывать личное влияние, обращать кого-то в свою веру с помощью личного обаяния. Он видел в этом обман, поступать так значило бы искажать сущность собственного мировоззрения. Бонхёффер служил не лицам, но идеям, и главной его идеей было убеждение, что идеи могут сами за себя постоять»[11].

Личность богослова, продолжающего влиять на общество после своей смерти, сформировалась под влиянием долгого размышления над Священным Писанием и постоянным чтениием книг. Влияние настоящего богослова служителя не ограничивается нехристианским обществом, оно продолжается и в церкви. Это совершенно иная модель развития христианина, он учиться наставлять сначала неверующих людей, а потом христиан. Давайте кратко рассмотрим, как книги, помогают в созидании Тела Христового. Созидают поместную церковь люди, умеющие говорить истину в любви (Еф. 4:15). Говорить истину в любви можно разными способами, и этому также нужно учиться. Всегда ли христиане слышат истину в любви? Наверное, нет! И еще один вопрос каждая ли проповедь или общение есть возвещение истинны с любовью? Если нет, и есть желание научиться, созидательному общению и проповедованию. Обратитесь для начала к книгам Брайана Чапелла «Проповедь, в центре которой Христос» и Дэвида Паулисона «Говорить истину с любовью». Те, кто продолжает считать, что они могут обойтись без чтения книг и образования, на самом деле страдают духовной гордыней. Они с легкостью обходятся без советов и наставлений своих предшественников. Есть, конечно, «продвинутые» христиане, которые читают современных авторов вроде Филиппа Янси, Джона Бивера и др., но забывают о произведениях Иоанна Златоуста, Жана Кальвина, Ричарда Бакстера, Джонатана Эдвардса, Чарльза Сперджена, которые указали на Христа тысячам людей и передавших нам свой опыт служения. Кстати, сейчас в Украине стало модно ссылаться на лидера исповеднической церкви Германии Дитриха Бонхоффера, но большинство тех, кто упоминают его имя, никогда не читали ни его проповедей, ни книг. Они только смутно уловили части его биографии и уже считают себя экспертами в истории движения исповеднической церкви. Конечно, людей поступающих так нужно сторониться, их предложение субъективной модели христианства опасно, хотя и пленительно для незрелых христиан.

Чтение для защиты Евангелия от лжеучения

Что же делать, обычному христианину, чтобы не попасть на под влияние, этих знаменитостей? Ответ прост: читать книги! Третья причина, направляющая нас к чтению книг это борьба против лжеучения и обмирщения проповеди. Сегодня ведь считается, что в современном евангельском христианстве очень просто стать частью церкви и назваться христианином: достаточно выйти перед церковью повторить молитву за другим человеком. Может показаться, что и оставаться христианином не сложно: нужно посещать церковь, быть активным в церковных мероприятиях и вести соответствующий образ жизни. Это ошибочное мнение в христианстве есть, потому что, редко можно услышать содержательный разговор о христианской вере, и очень часто это является следствием невнимания к примерам осмысления Писания в истории церкви. Если бы аналитически осмысливать Писание, историю и богословие церкви, многих лжеучений останавливающих церковь, можно было бы избежать. Следует взять на себя ответственность исследовать Писание и историю церкви, для того чтобы увидеть, как происходит истинное обращение ко Христу, как в первый века люди принимали водное крещение. Можно взять своим проводником книги по истории христианства Филипа Шаффа и обязательно прочитать не большую книгу Эрола Халза «Великий призыв».

Бог повелел христианам быть очень внимательными к проповедям и учениям, которые они слышат. Ведь вокруг люди, искажающие Евангелие и идущие в погибель, они хотят увлечь за собой и христиан. Неужели современные христиане дошли до такого совершенства, что внутри церкви исчезли лжепророки и лжепроповедники? Или же их перестали видеть? Библия повелевает: «И смотрите, братья, чтобы не увлек вас никто пустым и лживым философствованием, что человеческим преданиям следует и архаичным представлениям этого мира, а не Христу». (Кол. 2:8) Для того чтобы не увлечься подобным философствованием, нужно понимать в чем состоит отличие философии от

Евангелия и какие формы сегодня принимает философия. Ведь одним из условий проникновения философии в церковь была интеллектуальная неспособность противостоять этой философии. Еще один пример из жизни церкви первых столетий. В это время церковь переживает трудные времена. Христиане терпят гонения стороны государства, истину Евангелия пытаются извратить, как языческие мыслители, так и лжеучители. И в это время

«У нее (церкви), появляется целый ряд ученых апологетов, которые доказывают с одной стороны, лживость все обвинений, возводимых на христиан, а с другой – несомненное превосходство и учения, и жизни христианской над доктринами и поведением язычников»[12].

Вот кто сможет противостоять философии и лжеучению. Служитель, умеющий смотреть в Евангелие и видеть его смыл. Потом он должен внимательно прочитать книгу по философии или другую любую книгу, нападающую на христианское мировоззрение. В процессе сравнения он должен видеть превосходство Слова Бога над словом человека, и только после тщательного исследования он может говорить, увещевать и предостерегать других людей.

Чтение как обучение писательскому труду

Хранение правильного понимания Библии от лжеучений тесно связанно с передачей веры и формирование собственного христианского наследия. Что узнает следующее поколение? Наблюдая за развитием современного евангельского движения, можно увидеть появление одних лишь архитектурных форм. А как насчёт литературного творчества? В нашем распоряжении большинство книг западных авторов. Для того чтобы стать хорошим писателем, продолжающим традицию создания отечественных богословских книг, нужно быть хорошим читателем. В том числе и уже имеющихся книг, написанных славянскими авторами. Книги Сергея Головина, Александра Жибрика, Михаила Черенкова, Владимира Франчука и многие другие, несомненно, достойны внимания. Один из ведущих, специалистов по методике чтения книг Мортимер Адлер, очень удачно подметил:

«Мы постоянно замечаем определенную взаимосвязь искусства преподавать и искусства учиться; связующую нить между мастерством автора, которое делает его серьезным писателем, и мастерством читателя, позволяющим читать книгу внимательно и серьезно. Мы видим, что одни и те же принципы грамматики и логики лежат в основе правил сочинения и чтения»[13].

Чарльз Сперджен – читающий пастор

Во второй части своей статьи хочется проиллюстрировать важность чтения богословской литературы некоторыми отрывками из жизни Чарльза Сперджена. До пяти лет Чарльз провел у своего дедушки, пастора конгрегационалистской церкви. Его дед Джеймс Сперджен «…закончил Хокстонский колледж в Лондоне и обладал глубокими познаниями в Писаниях и в трудах пуритан»[14]. Именно в доме деда пасс тора он впервые познакомился с книгами великих людей, душа и разум которых принадлежали Богу. В наше время, к сожалению, не в каждом доме пастора можно увидеть тщательно, мудро подобранную библиотеку. Если и есть пара десятков книг, то они точно не считаются главным сокровищем дома. Читая их, не всегда можно найти записку деда, или его пометку, которая обратит внимания внука на ту или другую истину. Но в доме деда Ч. Сперджена «в одной из спален была дверь, ведущая в маленькую темную комнату; темную потому, что окна были заштукатурены, чтобы не платить печально известный “налог на окна”. Зато в этой комнате находилась старая пуританская библиотека, и когда Чарльзу было не более трех лет, он начал выносить оттуда книги на свет и разглядывать иллюстрации. Еще не научившись как следует говорить, он мог часами сидеть, разглядывая книги с рисунками. Именно в те ранние дни детства он нашел иллюстрации на “Путешествие Пилигрима” Джона Буньяна»[15]. Позже Ч. Сперджен с особенной теплотой будет вспоминать о темной комнате, наполненной книгами: «Я познакомился в этой темной комнате со многими прекрасными старыми авторами… и я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как при чтении их книг». Нет сомнения в том, что еще в девяти или десятилетнем возрасте он читал и кое что понимал из трудов таких великих людей, как Джон Оуэн, Ричард Сиббс, Джон Флейвл и Мэтью Генри. Он начинал постигать значение их богословских взглядов и взвешивал в своем уме возникающие “за” и “против”»[16].

В атмосфере уважения к книгам, несомненно, на первом месте было уважение к Писанию. В доме Спердженов каждый вечер читали Священное Писание. «Вся жизнь в доме, где рос Сперджен, вращалась вокруг Библии. Библию здесь не только читали, но и твердо верили в ее непогрешимость»[17]. Именно в этом доме Ч. Сперджен научился читать Священное Писание, как лично, так и публично. Слушая его чтение Писания, миссионер из Индии Ричард Нилл сказал «Мне приходилось слышать прекрасное чтение как старых, так и молодых проповедников, но я еще ни разу не слышал, чтобы маленький мальчик читал так правильно». Развитие молодой личности Ч. Сперджена в атмосфере любви к Писания и к книгам, дали обильные плоды. Биограф Сперджена Арнольд Далиимор говорит: «….он удивлял и седовласых диаконов и почтенных матрон, собиравшихся по воскресным вечерам в доме деда своими серьезными вопросами, которые предлагал для обсуждения, а также глубокомысленными высказываниями по этим вопросам»[18]. Обращаясь к отцам и матерям, хотелось бы задать вопрос: «Ваши дети задают вам такие вопросы?»

Надо учить своих детей любить книги. Отец Ч. Сперджена вспоминал, как рос будущий «принц проповедников»: «Чарльз рос здоровым, крепким мальчиком, с правильным телосложением, мягким характером и был очень прилежным в учебе. Он все время читал книги, в то время как другие мальчики копошились в саду или занимались с голубями. У него все время были книги да книги. Если мать хотела взять его с собой на прогулку, то она могла быть уверенной, что найдет его сидящим за чтением книг. Да, он был умным, притом умным во всех изучаемых науках. К тому же он умел хорошо рисовать»[19]. Если родители обеспечат детей чтении ем хорошей духовной литературы они помогут им серьёзней относиться к христианству. Юному Сперджену в обращении к Христу играли ключевую роль Писание и книги, которые помогали ему Его понять. «Научившись читать, он большей частью читал Библию и труды пуританских классиков. Он с особым вниманием прислушивался к богословским беседам, и уже приблизительно в десятилетнем возрасте имел недюжинные познания в христианском вероучении. И хотя он рос честным и благонравным мальчиком, все же ему становилось все более понятным то, каким ужасным является грех в глазах Бога. Он понимал, что, подобно Пилигриму, он тоже несет на себе это ужасное бремя, и сам не сможет от него освободиться».

Книги важны по той причине, что они не оставляют человека одиноким в познании Писания. Он видит, что еще много других великих людей осмысливали и применяли Писание в своей жизни. На пути к своему жизненному выбору Ч. Сперджен «…просыпаясь после бессонной ночи, …брался за чтение таких книг, как «Увещание необращенному грешнику» Аллейна и «Призыв к необращенным» Бакстера. Но эти труды, столь полезные для других, лишь бередили в нем наболевшее, напоминая, что он сам погибал и нуждался в спасении. Эти книги пробуждали в нем еще большую жажду узнать, как можно получить это Великое Спасение и оставляли его один на один со своими исканиями и страданиями души»[20]. Читая Писание вместе с великими христианскими книгами, Ч. Сперджен в юные годы пришел к такому познанию Бога, к которому не каждый придет в зрелые годы: «Ошеломляющее великолепие Его могущества, величие Его силы, строгость Его правосудия, непорочная святость Его характера – все это повергало мою душу во прах, и я падал ниц перед Богом в глубоком сокрушении духа»[21].

После принятия крещения, Ч. Сперджен начал служение проповедника воскресной школы: «После крещения Чарльзу предложили стать учителем воскресной школы. Он проявил такое уменье, что вскоре ему предложили выступить перед всей школой. И здесь успех был настолько очевиден, что он стал проповедовать в воскресной школе каждое воскресенье. Его ревность выражалась в следующих словах: «Я старался говорить так, как умирающий говорил бы умирающим». Не только дети, но и несколько взрослых стали приходить послушать его проповеди, что привело впоследствии к недовольству со стороны служителя»[22], Фраза, «Я старался говорить так, как умирающий говорил бы умирающим», которая побуждала Ч. Сперджена к проповедническому служению, была произнесена в свое время Ричардом Бакстером. Наверняка, Ч. Сперджен познакомился с трудами этого человека в дедовской или отцовской библиотеке. Видя успех юного проповедника, Ч.Х. Сперджена пригласили проповедовать в ассоциации не рукоположенных проповедников. Ему было только  15 лет, но в какую бы деревню он не зашел, его всегда приглашали проповедовать еще. Для того, чтобы проповедовать воодушевляющее, нужно быть не только духовной, но и интеллектуально развитой личностью. «Кто нибудь может удивиться, каким образом ему удавалось, при всей занятости в школе, еще и готовиться к вечерней проповеди. Но в его повседневные занятия входило тщательное изучение богословских трудов. «Тихие размышления во время пешей ходьбыпомогали мне пережевывать то, что я читал днем…. Я обдумывал прочитанное на ходу, и таким образом, оно западало мне прямо в душу. Могу засвидетельствовать, что я никогда не изучал так много и основательно, чем тогда, когда просто и искренне передавал другим то, что перед этим запало в мою собственную душу»[23]. Позже, когда он станет пастором одной из самых влиятельных церквей Англии, он не покинул чтения. Наоборот Чарльз много читал и писал, его церковь выпускала еженедельный журнал, в котором пастор Ч. Сперджен постоянно публиковал рецензию на прочитанную им книгу. Одним из главных служений Сперджена и его церкви был пасторский колледж, студенты которого открывали и созидали церкви, принимающие многовековую традицию безошибочного провозглашения Евангелия. Но кульминацией служения Ч. Сперджена можно с уверенностью назвать его борьбу с проникновением теории эволюции в учение церкви. Несомненно, для того чтобы Ч. Сперджен мог выступить против эволюционного учения, он должен был не просто прочитать произведения Чарльза Дарвина, но и проанализировать их глубоко и основательно. В то же время, самого анализа ему вряд ли было бы достаточно для такой решительной и успешной борьбы. Он в своих статьях и проповедях продемонстрировал искусное умение аргументировать свою христианскую позицию, опираясь на Священное Писание и понимания духовного наследия церкви в виде книг.

Наставление Ч. Сперджена приходит сквозь столетия: «Для того, чтобы быть способным изучать и изъяснять Писание, вам необходимо быть знакомыми с известными Библейскими комментаторами: славной армией, знакоммство с которой, позвольте мне сказать, принесёт вам пользу и удоовольствие. Конечно же, вы не думаете о себе, что вы настолько мудры, что вы можете изъяснять Священнное Писание без помощи трудов тех благочестивых и хорошо подготовленных мужей которые трудились до вас на поприще изъяснения Писания… Это кажется странным, что некоторые люди которые так много говорят о том, что им открыл Дух Святой так мало думают о том, что Он открыл другим людям»[24].

Пример этого великого пастора вдохновляет изучать Писание, обращая пристальное внимание на литературное наследие церкви! Хотелось бы, чтобы после прочтения этой статьи читатель принял два решения. Первое,  читать Писания и христианскую литературу каждый день. Второе, составить список великих книг, изменивших мышление, мировоззрение, и ставших путеводителем в практических вопросах жизни и служения.

Библиография

Брендле Рудольф. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. — М.: ББИ св. апостола Андрея, 2008. – 208 с.

Далимор Арнольд. Биография Чарльза Сперджена. Электронный вариант.

Келлер Тимоти. Разум за Бога, почему среди умных так много верующих. М.: Эксмо, 2012. – 416 с.

Метаксас Эрик. Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха. — М. : Эксмо, 2012. – 672 с.

Мортимер Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. Пер. с англ. Ларисы Плостак. 22е изд. (How to Read a Book: A Guide to Reading the Great Books, 1966 edition). М.: Манн,Иванов и Фербер, 2011.

Ницше, Фридрих. Полное собрание сочинений: В 13 томах.—М.: Культурная Революция, 2005— Т. 4· Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. —2007.— 432 с.

Рассел Бернард. История западной философии и ее связи с политическими условностями от Античности до наших дней: в трех книгах. Москва: Академический проект, 2009. – 1008 с.

Саврей В.Я. Антиохийская школа в истории христианской мысли: Учебное пособие. — М.: МГУ, 2012. – 232 с.

Фаррар Фредерик Вильям. Жизнь и учение апостола Павла: в двух книгах. Т 1. Hope of Salvation Mission, 2005.   414 с.

Федченков С. А. Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. – 576 с.

[1] Фаррар Фредерик Вильям. Жизнь и учение апостола Павла: в двух книгах. Т 1. Hope of Salvation Mission, 2005. – С. 354

[2] Рассел Бернард. История западной философии и ее связи с политическими условностями от Античности до наших дней: в трех книгах. Москва: Академический проект, 2009. С. 307

[3] Фаррар Фредерик Вильям. Жизнь и учение апостола Павла: в двух книгах. Т 1. Hope of Salvation Mission, 2005. – С. 356

[4] Ницше, Фридрих. Полное собрание сочинений: В 13 томах. — М.: Культурная Революция, 2005 — Т. 4· Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. — 2007.— С. 99

[5] Там же. С.13

[6] Там же. С. 36

[7] Т. Келлер. Разум за Бога, почему среди умных так много верующих. М.: Эксмо, 2012. С. 11

[8] Брендле Рудольф. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. – С. 24

[9] Саврей В.Я. Антиохийская школа в истории христианской мысли: Учебное пособие.— М,: Издательство Московского университета, 2012. С. 33

[10]Т. Келлер. Разум за Бога, почему среди умных так много верующих. М.: Эксмо, 2012. 16 С.

[11]Метаксас Эрик. Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха. — М.: Эксмо, 2012. 168 С.

[12]Федченков С. А. Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. – С. 8

[13] Мортимер Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. Пер. с англ. Ларисы Плостак. 22е изд. (How to Read a Book: A Guide to Reading the Great Books, 1966 edition). М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. С. 176

[14] Арнольд Далимор. Биография Чарльза Сперджена. Электронный вариант.

[15] Там же.

[16] Там же

[17] Там же

[18] Там же

[19] Там же

[20] Там же

[21] Там же

[22] Там же

[23] Там же

[24] Charles H. Spurgeon, Commenting and Commentaries (Edinburg: Banner of Truth, 1969).